Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Как уберечь ребенка от опасных онлайн-игр

Дата: 11 октября 2017 в 10:26, Обновлено 27 мая 2021 в 09:23
Автор: Титова А. А.

Как уберечь ребенка от опасных онлайн-игр

"Синий кит", "Тихий дом", "Море китов" и другие – это онлайн-игры, доводящие подростков до суицида. Игра начинается, когда ребенок добровольно вступает в некое интернет-сообщество. Кураторы предлагают ему выполнять задания (например, сделать порезы на своем теле) и предоставить доказательства в виде фото- или видео. И хотя отказ от выполнения действий на начальных этапах игры грозит только исключением из нее, то к ее концу кураторы уже не дают бросить игру, угрожая самому ребенку и членам его семьи. Длительность прохождения игры в среднем – 50 дней, а конечный результат – самоубийство. Участвующий в такой игре подросток тщательно скрывает действия от окружающих, поэтому родители не всегда успевают заметить, что с их ребенком что-то не так.

Почему подростков завлекает "Синий кит"?

Что же важно значь, чтобы уберечь свое чадо от участия в смертельно опасной игре?

Прежде всего, стоит понимать кто же такой подросток. Подросток – это человек, который только начинает "открывать" себя. Именно в этом возрасте формируется оценка себя собой (а не родителями и учителями как раньше), многие знания о себе изменяются (не я "хороший", потому, что мама сказала, а я "хороший" потому, что делаю это и это).

Для построения "картины" себя подростку важна реакция его одногодок, а вот взрослые теряют свой авторитет, поскольку продолжают считать его ребенком. Разговора же по душам часто не выходит – родители обращают внимание на второстепенные вопросы (хорошо ли кушает, тепло ли одет, какие оценки в школе). Про внутренние переживания речь обычно не идет. А вот общение с друзьями – совсем другое дело – ведь они переживают такие же проблемы.

Не стоит забывать, что у подростков происходит гормональная перестройка организма, из-за чего их эмоциональный фон является нестабильным. Им может быть грустно или радостно без особых причин, что, конечно, их пугает. Может появиться ощущение своей ненужности, ущербности, депрессивные переживания («я не такой как все», потеря жизненных целей («все ерунда») и т.д. Стремясь избавиться от этого, ребенок может вступать в контакты с абсолютно разными людьми и делать иногда странные вещи.

Важно понимать, что современные подростки отличаются от предыдущих поколений – они с рождения окружены информационными технологиями и функционируют как в реальном мире, так в киберпространстве. При этом очень часто их жизнь в интернете является более насыщенной, успешной и яркой, чем в реальности. Тут больше друзей, есть возможность в любое время пообщаться с другими, выложить фотографии, которые покажут, что его жизнь – яркая, красивая и обеспеченная. Если ребенок является аутсайдером в реальной жизни, то в социальных сетях он легко может создать для себя новую успешную жизнь.

Свои переживания современные подростки активно выкладывают в Интернет в виде постов - «все надоело», «меня все достали», «я всех ненавижу», «меня никто не понимает» и др. Это – своеобразный крик о помощи. И именно на эти посты реагируют кураторы деструктивных групп. Они завоевывают доверие подростков тем, что внушают ему мысль: «Я тебя понимаю».

Игры типа "Синий кит" способны удовлетворить множество детских потребностей. Главной из них, конечно, является внимание со стороны одногодок. Не умея разбираться в своем внутреннем мире, подросток часто перенимает внешние атрибуты, характерные для группы его друзей. Таким образом формируются подростковые субкультуры. И если раньше популярность можно было заработать, особенно одевшись, сделав что-то особенное, то сейчас многие дети ее получают онлайн – ведут свои блоги, обзоры на Youtube, выставляют фото в Instagram и т.д.

Подталкивает к участию в подобных играх и кино. В последнее время появилось очень много фильмов о подростках, которые участвуют в играх на выживание (например, "Голодные игры" и "Лабиринт"). А в июле 2016 года вышел фильм "Нерв" (Nerve) с Эммой Робертс и Дейвом Франко в главных ролях. Главный его слоган "Играй, чтобы выжить…". Главные герои участвуют в подобной игре, выполняя разные задания, часто рискованные, и получая за каждое из них денежное вознаграждение. Не обошлось в фильме и без романтических отношений между персонажами. Ну, чем не стимул для подростка попробовать подобное?

Еще одной причиной участия в таких играх для ребенка является привлечение внимания родителей. Ведь если взрослые узнают об опасности, которая грозит их чаду, они поймут глубину его переживаний, почувствуют вину, обратят внимание и проявят любовь.

С получением любви и внимания связана вся тема подростковых суицидов. Детская картина своей смерти часто связана с фантазией о том, как будут происходить похороны (красивое тело, цветы, окружающие в траурных одеждах, скорбят, испытывают вину за то, что не "долюбили" и т.д.). В таких фантазиях ребенок стремится получить то, чего ему не хватает в реальном мире. Поскольку обычно до подросткового возраста ребенок не часто видит смерть, он не боится ее.

Подростковый суицид не является желанием умереть. Это, скорее, возможность уйти от проблем, которые возникают у ребенка в связи с обретением нового социального статуса (несчастная любовь, непринятие окружающими, неумение выстраивать отношения и т.д.). Самоубийство может быть также проявлением аутоагрессии – если ребенок не справляется со своими проблемами и по каким-то причинам не может проявить злость вовне, то он направляет ее на себя. К суициду может толкнуть и осознание ним того, что он не такой, каким его хотят видеть окружающие (попросту говоря – не идеальный).  Демонстрация суицидальных наклонностей — это ведь тоже зачастую способ манипуляции. Если подросток закрепит успех шантажа, вам не поздоровится!

Однако суицид как выполнение заданий в онлайн-игре отличается от обычного тем, что подросток может и не испытывать негативных эмоций. Поэтому взрослым сложнее распознать надвигающуюся угрозу.

Чтобы помочь ребенку не поддаться разрушительному влиянию посторонних, взрослый должен внимательно относиться к его потребностям. Важно понимать, что можно сделать для налаживания контакта с подростком, а чего явно не стоит делать.

Список заданий игры «Синий кит» - 50 заданий на 50 дней:

  • На руке лезвие вырезать f57, f 40, силуэты китов и др.
  • Рисовать на руке: «синий кит», «я в игре», «море китов», «тихий дом», рисунки цветов, китов, дельфинов и  др.
  • Проснуться в 4.20 и посмотреть страшное видео.
  • Делать порезы на руках, ногах, теле; тыкать в тело иголкой, проколоть губу, сделать себе больно.
  • Пойти на самую высокую крышу и стоять там, посидеть на краю, свесив ноги вниз.
  • Залезть на кран, на мост и т.д.
  • Встретится с китом, общаться с ним в скайпе.
  • Ни с кем не общаться.
  • Тебе говорят дату смерти и ты должен смириться.
  • На 50 день задание – совершить самоубийство.

Какие признаки могут свидетельствовать о том, что ребенок или подросток состоит в деструктивных группах ("Синий кит", "Тихий дом", "Море китов" и другие)?

- повреждения кожных покровов тела: ожоги, порезы, «синяки» и т.д., которые участились, даже если ребенок объясняет их появление;

- на теле рисунки китов, дельфинов, бабочек, цветов, слова «синий кит», «я в игре», «море китов», «тихий дом» и др.;

- изменившееся поведение ребенка: замкнут, плохой сон или аппетит, сниженное настроение, совершает поступки, ранее ему не свойственные.

Чего не стоит делать родителям

1. Нельзя устраивать проверки и досмотры – ребенок только закроется и научится лучше скрывать свои действия. Подростку нужна своя территория, частная жизнь. Онлайн-разговоры – это самое интимное, что может быть у него, поэтому родитель не просто не имеет права их читать. Вторгаясь в личное пространство ребенка, взрослый выявляет свое неуважение и непринятие подростка как полноценно функционирующего человека.

2. Не стоит запрещать общение в социальных сетях. Именно онлайн проходит значительная часть жизни ребенка, и он будет не готов с нею расстаться. Чтобы продолжить общение, подросток может тайком заходить в интернет. Это приучит его обманывать. Если же ребенок очень послушный и не будет нарушать запрет – то понимание, что виртуальная жизнь друзей проходит мимо – сделает подростка несчастным.

3. Не надо ругать ребенка и кричать на него. Лучше изложить переживания спокойно, называя чувства и состояния, которые испытывает родитель. Это удовлетворит потребность подростка в "глубоком" и понимающем общении, позволит наладить контакт, разобраться в ситуации и понять позицию взрослого. Кроме того, проговаривая свои состояния, взрослый показывает, каким образом он регулирует свои эмоции, что позволит подростку научиться делать то же самое.

4. Не нужно давить на подростка. Не стоит ожидать от ребенка, что он должен отвечать ожиданиям родителей. Важно объяснить ему, что даже если подросток не будет подходить под все критерии успешного человека, родители все равно любят его и готовы поддержать.

5. Не пугать неизвестностью (фразы типа "только попробуй"). Непонятные наказания развивают фантазии на тему "что же это могло бы быть". Такие фразы усиливают тревогу, что может стать для ребенка невыносимым (и спровоцировать нежелательные действия). Если же после совершения запрещенных действий наказание ребенка оказалось слишком незначительным или и не последовало вообще – то родители теряют авторитет.

6. Игнорировать манипулятивные фразы ребенка на тему его смерти ("лучше бы я умер…", "что бы вы сказали на моих похоронах?" и т.д.). Очень важно чтобы взрослые говорили о смерти с ребенком: о том, что она может быть ужасна, некрасива, что ждет человека после нее (зависимо от религиозной принадлежности семьи). Такая тема беседы заставит задуматься о смерти и увидеть ее не только своими глазами. Конечно, не стоит с подобными разговорами переусердствовать – они напугают ребенка. Но именно таким образом подкрепляется страх смерти.

Что можно делать родителям

1. Смиритесь с тем, что вы не можете полностью контролировать жизнь подростка. Если вы начнете давить на него и запрещать "сидеть" в Интернете, он уйдет в себя и будет делать то же самое, но в тайне от вас.

2. Сколько бы сил у вас ни отнимала работа и прочие дела, вы должны выкраивать время для детей. Важно показать ребенку, что вы в любой момент готовы его выслушать. Дайте ему возможность подружиться с вами. Описывайте свои чувства, узнайте чувства вашего ребенка и отнеситесь к ним бережно. Таким образом взрослый покажет, как ему важен ребенок и его внутренний мир, а обмен эмоциями позволит установить контакт и доверительные отношения.

3. Некоторые подростки отличаются крутым нравом — такие будут сопротивляться вам изо всех сил. В этом случае лучше вместе пойти к психологу. Другим детям достаточно просто сказать "нельзя" — они и не подумают ослушаться. Третьим важно объяснить свою позицию логически. Главное — правильно выбрать тип поведения, который соответствует вашему ребенку.

4. Знать ценности ребенка. Для этого вполне достаточно просто поговорить о них. Можно расспросить ребенка о том, что его волнует, кем хочет стать, чего достичь и что бы он хотел получить в итоге решения своих проблем. Вводить новые ценности следует очень аккуратно, без напора, не высмеивая, а осторожно убеждая подростка в их необходимости.

5. Уметь попросить прощения, если неправы. Этим взрослый покажет, что уважает чувства ребенка, а также дает и ему право на ошибку. Ведь идеальных людей нет.

6. Не оставлять ребенка один на один с его проблемами. Интересуясь его жизнью, родитель показывает свою любовь и заботу. Обсуждая ситуацию с ребенком, взрослый учит смотреть на нее с разных сторон, что способствует ее эффективному разрешению. Родитель уже был в подростковом возрасте и имеет опыт решения некоторых трудностей. Но не стоит превращать беседу в монолог "А в наше время…".

7. Поговорить о подобных группах в интернете. Объяснить, что подростками манипулируют другие люди, которые преследуют свои цели. Проблемы ребенка для кураторов игры не важны – их цель: манипулирование и принуждение к выполнению их приказов.

8. Если подросток разместил на своей странице фразы или иллюстрации на тему самоунижения, нанесения себе увечий, это плохой знак. Следует насторожиться, если на его страничке часто встречаются медузы, кошки, бабочки, единороги и киты, плывущие вверх. Спросите ребенка, что это означает, причем обычным, не заискивающим тоном. Внимательно выслушайте его ответ.

9. Создать возможность для подростка обратиться за помощью. Важно, чтоб ребенок понимал, что есть целый ряд взрослых, которые могут помочь ему – родители, учитель, школьный психолог, работник социальной службы, телефон доверия или священник (если семья верующая) и др.

10. Как помочь ребенку преодолеть страх перед виртуальными преследователями и кураторами деструктивных групп? По некоторым данным, неизвестные грозятся выяснить по IP-адресу, где живет подросток, и убить всю его семью, если тот не совершит суицид. Запомните: IP не дает никакую информацию о личности человека! Единственное, что может сделать злоумышленник, — обратиться с запросом к провайдеру, который, скорее всего, не станет делиться с неизвестным человеком конфиденциальной информацией. Гораздо больше можно узнать, изучив личные страницы подростка. Там, как правило, указано, в каком районе города он живет, где учится, кем работают родители. Удалите данные, которыми могут воспользоваться злоумышленники. 

11. Если вы хотите установить на смартфоне ребенка программу слежения, стоит обязательно предупредить его об этом и получить согласие. Многие подростки не выносят грубого вмешательства взрослых в свою жизнь. Конечно, интересы подростков меняются достаточно быстро и внимание к подобным онлайн-играм вскоре спадет, но важно помнить, что участие родителей в жизни своих детей может оградить их от достаточно большого количества опасностей.

Подведем итоги:

Причины попадания ребенка в деструктивные группы:

- не знание и не соблюдение детьми правил безопасного поведения в социальных сетях;

- снижен родительский контроль за тем, чем занимается подросток  в виртуальном пространстве;

- возрастные особенности подросткового возраста: стремление к риску, «острым» ощущениям, необходимость принадлежать к какой-либо группировке или подростковой субкультуре;

- любопытство;

- подражание.

Причины, по которым ребенок или подросток не может уйти из деструктивной группы или рассказать о происходящем с ним взрослым – родителям, педагогам:

- недостаточная правовая грамотность детей и родителей в данном направлении;

- ребенок запуган, у него сильный страх мести со стороны кураторов групп;

- недостаточно доверительные взаимоотношения детей с родителями – ребенок не доверяет родителям или боится того, что его сильно накажут за произошедшее;

- ребенок не может переступить через «кодекс» группы: никому не рассказывать, не раскрывать секретов группы, не доверяться «чужим» (т.е. не членам группы).

Действия родителей по предупреждению попадания детей в деструктивные группы, а также по выводу детей из подобных групп:

- станьте другом своему ребенку, принимайте его как личность, ваши отношения должны быть партнерскими;

- установление правил безопасного пользования Интернетом (смотри буклет);

- контроль за пребыванием детей в интернете: в какие игры играет, в каких социальных сетях общается, о чем беседует с другими пользователями и т.д.;

-  если переписка и общение ребенка в Интернете приобрела подозрительный, угрожающий или некомфортный для ребенка характер: не удаляйте переписку, обращайтесь в милицию для привлечения к ответственности того, кто угрожает вашему ребенку или склоняет его к совершению каких-либо действий.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.