Шестой день недели — суббота — является органичной частью целостной учебно-воспитательной системы школы. Одной из важных задач, стоящих пред педагогическим коллективом школы, является эффективная организация воспитательной работы в шестой школьный день недели. Она планируется и проводится в соответствии с общешкольным планом работы школы, органично дополняя и продолжая его. Работа школы организована по тематическим неделям, декадам, месячникам и т.п., а организационно-содержательная работа в шестой день недели проводится в соответствии с их тематикой. Особое внимание уделяется проведению в субботу физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
На современном этапе развития школьной реформы в Республике Беларусь одним из ключевых моментов является предоставление шестого дня рабочей школьной недели для мероприятий по укреплению физического, психического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника.
У учащихся появилось свободное время, для разумного использования которого требуются как условия, так и умения его организации. В связи с этим возникает ряд задач решение которых необходимо учесть при организации воспитательной работы. Это:
расширение деятельности детских и молодежных объединений;
организация взаимодействия школы и микросоциума;
новый подход в работе с учащимися организаторов внеучебной деятельности;
усиление роли внешкольных учреждений по организации досуга учащихся.
Очевидно, что выполнение этих задач связано с совершенствованием системы педагогического обеспечения всестороннего развития школьников, с поиском новых организационно—педагогических форм работы школы. Необходимо продуманно организовать свободное время детей и подростков: вовлекать учащихся в занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством в различных клубах и объединениях, умело организовать культурно—досуговую деятельность, занятия по интересам и потребностям.
Планирование и организация воспитательной работы в шестой (школьный) день недели, который является органичной частью всей системы учебно—воспитательного процесса, направленно на решение важнейших задач воспитания:
нравственное развитие личности, предполагающее осознание учащимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей; освоение понятий о культуре, нравственности, духовности как о ценностях; воспитание моральных качеств (милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыта нравственного поведения;
формирование патриотизма и гражданственности, основанное на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям; воспитание у учащейся молодежи гражданского долга, ответственности, мужества, основанных на знаниях гражданского права и обязанностей;
развитие самосознания личности как способности выделять себя из окружающей действительности в качестве самостоятельного субъекта культуры, отношений, экономической, социальной и других видов деятельности, как способности осознавать себя представителем человечества, своей страны, народа, семьи, профессиональных и других групп;
формирование трудовых и жизненных навыков: творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности, честности, умения прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способность к профессиональному самосовершенствованию, развитие навыков самообслуживания и безопасного поведения;
формирование ответственного поведения, проявляющееся в способности контролировать себя, свои естественные потребности и задатки, в умении показать себя в качестве субъекта деятельности, коммуникации, культуры, возможности проявлять самодеятельность и творческий потенциал, соблюдать правила и нормы общежития; развитие способности разумно контролировать свое поведение; выработка и постановка перед собой цели; оценка, мотивирование и обдумывание своих действий; принятие правильных решений и умение утверждаться в них; планирование организации своей деятельности, направление выполнения решений;
формирование здорового образа жизни — отношение к своему здоровью как к ценности, привитие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья;
развитие эмоциональной сферы личности ребенка в процессе эстетического воспитания средствами природы и искусства, осуществляемое в первую очередь в семье, в родственных отношениях, основанных на любви, заботе, теплоте, ненасилии;
развитие чувства прекрасного средствами природы, окружающей предметной среды, искусством, повышающее активность результативность, творческий характер деятельности воспитанников и формирующее умение видеть, любить и ценить прекрасное во всех сферах их жизнедеятельности, в отношениях и общении;
развитие экологического сознания, предусматривающее создание условий для приобретения учащимися и молодежью соответствующих знаний и практического опыта решения проблем в данной области; формирование ценностных ориентаций экологического характера и привычек экологоцелесообразной деятельности; способность к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек — общество — природа» и выбору способов решения экологических задач.
В центре внимания педагогов должны находиться три главных направления воспитательной работы.
Первое связано с непосредственным взаимодействием с учеником:
изучение индивидуальных особенностей его развития, интересов, жизненных навыков;
программирование воспитательного воздействия;
реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
включение детей в различные виды деятельности по интересам в рамках имеющихся в школе кружков, секций, клубов;
анализ эффективности воспитательного воздействия.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:
сплочение детского коллектива;
формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
включение детей в различные виды социально активной деятельности;
развитие детского самоуправления.
Третье направление предполагает коррекцию и координацию различных воспитательных влияний в социуме:
работа с семьей, привлечение родителей к воспитательной работе в субботний день;
коррекция воздействий средств массовой коммуникации;
нейтрализация негативных воздействий социума;
взаимодействие с культурными и другими образовательными учреждениями.
Создавая вариативные и авторские модели воспитательной работы в субботний день, необходимо ориентироваться на те инварианты, которые заданы Концепцией и Государственной программой воспитания детей и учащейся молодежи.
В шестой день недели работа должна быть организована для всех учащихся с учетом той части учащихся, которая в этом нуждается. Особое внимание нужно обратить на вовлечение в организованную деятельность учащихся из неблагополучных семей, педагогически запущенных детей, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии. Жизнь подростков должна быть насыщена интересными видами деятельности. К работе с детьми необходимо привлекать специалистов, тогда она не будет сводиться к мелочной опеке.
Сегодня необходимо более активно и целенаправленно привлекать родителей к организации и проведению шестого школьного дня. Задача школы — не освободить семью от заботы о воспитании ребенка, а, напротив, приобщить родителей к школьной жизни их детей. Назначение просветительской и информационной работы с родителями заключается в том, чтобы активизировать позитивные факторы семейного воспитания и гуманистический потенциал школы, обеспечить их взаимодополнение. Важно провести мониторинг запросов учащихся и их родителей, а также возможностей членов педагогического коллектива в деле организации шестого школьного дня.
Со стороны администрации школы важен контроль не только по вопросам организационного плана, укрепления материальной базы, расстановки кадров, но необходим и контроль за содержанием и результативностью воспитательной работы в шестой (школьный) день недели. Задача администрации школы — заинтересовать весь учительский коллектив в работе с учащимися.
Воспитательные функции в шестой день недели призваны выполнять все педагогические работники школы:
Директор школы:
координирует и определяет содержание и основные направления работы;
содействует укреплению благоприятного психологического климата;
создает надлежащие условия для творчества педагогов и развития детей.
Заместители директора:
по учебно-воспитательной работе:
непосредственно организует работу педагогов в школе по проведению учебных занятий, курсов по выбору, факультативов, занятий по интересам;
оказывает методическую помощь по вопросам учебной работы с учащимися.
по воспитательной работе:
непосредственно организует работу педагогов в школе и ее микрорайоне по проведению воспитательных мероприятий, занятий клубов, кружков и секций;
оказывает методическую помощь по вопросам воспитательной работы с учащимися;
аккумулирует информацию о возможностях организации досуговой занятости, использует ее при планировании, доводит ее непосредственно исполнителям;
обеспечивает нормальное функционирование всех основных направлений внеурочной воспитательной работы;
вовлекает в нее классных руководителей, педагогов-организаторов, социального педагога, педагога-психолога, по возможности учителей-предметников и родителей.
Педагог-организатор:
принимает непосредственное участие в подготовке и разработке сценариев проводимых мероприятий;
организует участие в них детей;
организует работу детских объединений и организаций.
Социальный педагог и психолог:
организуют консультации для родителей, учащихся, учителей;
принимают участие в проводимых мероприятиях;
проводят работу с семьей.
Классные руководители, учителя-предметники:
организуют участие детей в мероприятиях шестого дня недели;
планируют и организуют работу непосредственно с классными коллективами;
проводят работу с семьей;
привлекают родителей к воспитательной работе в шестой школьный день;
проводят индивидуальную работу с учащимися.
Непосредственное взаимодействие с учащимися:
индивидуальная работа;
включение детей в различные виды деятельности по интересам (учебные занятия, кружки, секции, клубы, трудовые объединения).
Создание воспитательной среды:
включение детей в различные виды социально активной деятельности;
деятельность детских организаций.
Коррекция и координация различных воспитательных влияний в социуме:
работа с семьей, привлечение родителей к воспитательной работе в субботний день;
Укрепление нравственного и психофизического здоровья:
физкультурно-оздоровительные занятия;
спортивно-массовая работа;
работа по профилактике вредных привычек, утверждение здорового образа жизни.