Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ ПО ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата: 14 января 2016 в 09:20, Обновлено 16 апреля 2020 в 10:40
Автор: Титова А. А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ С ВОСПИТАННИКАМИ

ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Минская область, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Анкеты для проведения совместной работы с родителями по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности и правильному алгоритму действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  2. Создание родительского клуба «Безопасное детство»
  3. Конкурсы и игры
  4. Примеры памяток для родителей

ВВЕДЕНИЕ

Безопасность человека – такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.

Очень часто мы страдаем из-за нашей неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой мы забываем принять меры, чтобы оградить себя и своих близких от чрезвычайных ситуаций и превратностей жизни. В данном пособии подобран материал, предназначенный для проведения дополнительных занятий с воспитанниками дошкольных учреждений и их родителями в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

.

  1. Анкеты для проведения совместной работы с родителями
    по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности и правильному алгоритму действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Педагоги дошкольных учреждений проводят различные мероприятия по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности. При этом не стоит забывать про родителей, ведь культура поведения прививается именно в домашнем окружении. Для привлечения внимания родителей к проблеме травматизма и гибели детей от пожаров, вследствие оставления их без присмотра, в данном разделе приведены примеры анкет. Данные анкеты предназначены для совместной работы родителей и детей по обучению основам безопасности жизнедеятельности и правильному алгоритму действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также для проведения социальных опросов среди родителей.

Вариант 1

  1. Понятие «опасность».

Опасности, связанные с местом пребывания дошкольника: опасности дома, опасности на дороге и на улице, опасности общения с незнакомыми людьми, опасности в природе.

  1. Понятие «безопасность».

Значимость безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Вести себя безопасно – значит избегать опасных ситуаций.

  1. Безопасность ребенка в быту.

Причины возникновения возможных травмирующих ситуаций, опасных для здоровья и жизни ребенка (на кухне, в жилых комнатах). Соблюдения осторожности и правил безопасности у окна, на балконе. Запрещение игр с газовой плитой и электрическими приборами.

  1. Правила общения с предметами, которые могут быть источниками опасности.

Правила пользования:

  • с острыми, колющими, режущими предметами;
  • моющими и дезинфицирующими средствами
  • лекарствами.
    1. Опасность огня.

Последствия игр со спичками. Навыки осторожного обращения с огнем.

  1. Поведение при пожаре.

Алгоритм действия при пожаре (вызвать пожарных по телефону, нельзя прятаться, выйти на улицу).

  1. Вызов помощи в случае необходимости.

Телефоны экстренных служб, правила вызова. Знакомство с профессией «Спасатель».

  1. Соблюдение осторожности и правил безопасности в холод, жару.

Как правильно одеваться. Сократить время пребывания на улице, в случае переохлаждения (перегрева) сразу же пойти в помещение.

  1. Правила поведения на дороге

Представление об улице, тротуаре, проезжей части дороги, дорожных знаках, пешеходной «зебре», сигналах светофора, правила перехода через дорогу и т.д.

  1. Опасности игровой площадки

Правила безопасности на игровой площадке. Правила при катании на качелях, с горки и т.д.

  1. Опасность общения с чужими и бездомными животными (кошки, собаки, птицы).

Почему опасно общаться с чужими и бездомными животными, и какие могут наступить последствия.

  1. Правила безопасности  в лесу.

Культура безопасного поведения и бережного отношения человека к лесу. Опасные ситуации в лесу (возможность заблудиться), как этого не допустить.

Вариант 2

Вопрос

Ответ

1.Ф.И.О.

2. Сколько лет вашему ребёнку?

3. Как часто вы оставляете  своего ребенка одного дома?

Если оставляете, то чем он в это время занимается?

4. Как вы считаете, с какого возраста можно оставлять ребёнка дома одного?

5. Запираете ли вы ребёнка в доме, если приходится оставлять его одного?

6. Оставляете ли вы спички, зажигалки, ёмкости с горючими жидкостями в доступных для ребёнка местах?

7. Присутствует ли у вас такая уверенность, что «мой ребёнок не интересуется спичками и никогда не возьмёт их поиграть»?

8. Знаете ли вы статистику гибели взрослых и детей на пожарах в нашей стране?

9. Позволяете ли вы ребенку играть со спичками?

10.Позволяете ли вы ребенку  самостоятельно включать (отключать) электроприборы?

11. Знает ли ваш ребёнок телефоны экстренных служб? Как часто вы повторяете с ребёнком эти номера?

12. Как вы считаете, с какого возраста нужно обучать ребёнка основам безопасного поведения, учить телефоны служб спасения?

13. Может ли ваш ребёнок быстро и безошибочно назвать свой домашний адрес, фамилию, номер телефона?

14. Доступны ли в вашем доме для ребенка спички, электроприборы? Где они хранятся?

15. Как вы думаете, являетесь ли вы сами для ребёнка образцом безопасного поведения в быту?

16. Использует ли ваш ребенок спички, испорченные приборы в самостоятельных играх?

17. Знаете ли вы сами алгоритм действий при пожаре или задымлении в доме?

18. Знаете ли вы, какую работу по профилактике пожарной безопасности проводит детский сад?

19. Какую работу дополнительно по формированию знаний по пожарной безопасности, по вашему мнению, должен проводить детский сад?

20. Принимаете ли вы участие в конкурсах, проводимых в садах, по безопасности жизнедеятельности?

Вариант 3

Почему нельзя жечь траву?

а) может начаться пожар;

б) дым мешает ездить машинам;

в) на этом месте трава будет плохо расти.

Если на тебя зарычала пробегающая мимо собака, как нужно поступить?

а) крикнуть на нее и замахнуться палкой;

б)      резко убегать от нее;

в) замереть, а потом спокойно отойти подальше

Весной лед на озере кажется довольно крепким. Что нужно сделать, если очень хочется покататься на льду?

а) попрыгать на льду, и если он прочный, спокойно кататься;

б) сильно не прыгать на льду и кататься подальше от прорубей;

в) детям на лед выходить нельзя.

Что нельзя делать, когда пошел с родителями купаться на озеро?

а) далеко заплывать;

б) залазить в воду без разрешения;

в) баловаться на воде.

На кухонном столе стоит бутылочка, из которой мама несколько дней назад давала тебе витамины. Тебе захотелось снова их попробовать. Сколько штук можно взять?

а)  1-2 штуки, не больше;

б)  без маминого разрешения нельзя брать ни одной;

в)  пока мама не зашла, можно съесть столько, сколько хочется.

Как спастись от пожара в квартире, если ты один?

а)  спрятаться в шкафу или под одеялом;

б)  выбежать на улицу, позвонить по телефону 101;

в)  позвонить родителям и дожидаться их прихода в шкафу.

Как нужно двигаться в задымленном помещении?

а)   быстро;

б)   медленно;

в)   пригнувшись к полу.

Какие предметы, находящиеся в доме, могут стать причиной пожара?

а) кровать;

б) стол;

в) телевизор.

Что нужно сделать, если ты при пожаре позвонил не в пожарную службу, а в милицию?

а) извиниться и положить трубку;

б) сказать, что случился пожар и положить трубку;

в) сказать, что случился пожар, назвать адрес, свою фамилию и ждать ответ.

В чем опасность дыма при пожаре?

а) он неприятно пахнет;

б) он пачкает стены;

в) он отравляет человека.

Вариант 4

  1. Оставляете ли Вы ребенка одного дома?

а) да

б) нет

  1. Как часто Вам приходится оставлять ребенка одного дома?

а) иногда

б) всегда

в) никогда

  1. Позволяете ли Вы ребенку самостоятельно включать в розетку  (выключать) электроприборы?

а) да

б) нет

в) не обращаю на это внимание

  1. Оставляя ребенка дома одного, закрываете ли Вы дверь снаружи на ключ?

а) всегда

б) иногда

в) никогда

  1. Знает ли Ваш ребенок все опасные места в доме? (например, розетки, газ, острые углы, хранится бытовая химия, др.)

а) да

б) нет

в) не знаю

  1. Умеет ли Ваш ребенок вызывать службу спасения по телефону, набрав самостоятельно номер, назвав свою фамилию, домашний адрес, объяснить, что произошло?

а) да, я его этому учу

б) нет, это лишнее

  1. Знает ли Ваш ребенок, куда следует позвонить, если в Ваше отсутствие что-то случиться, например, пожар?

а) да

б) нет

в) не задумывался над этим

  1. Кому, на Ваш взгляд, принадлежит главная роль в обучении ребенка основам безопасного поведения?

а) родителям

б) учреждениям образования

в) работникам МЧС

г) иное (укажите)

  1. Уходя из дома и оставляя ребенка одного, Вы уверены в его безопасности?

а) да

б) нет

  1. У Вас установлен в доме АПИ (автономный пожарный извещатель)?

а) да

б) нет

Вариант 5

1.Считаете ли вы, что родители служат главным примером для ребенка по формированию знаний личной безопасности?

А. Да

Б. Нет

В. Не знаю

2.Обсуждаете ли вы с ребенком правила пожарной безопасности и последствия их нарушений?

А. Да

Б. Нет

В. Трудно сказать

3.Обучаете ли вы ребенка правилам пользования бытовыми приборами?

А. Да

Б. Нет

В. Ему это не обязательно знать

4.Оставляете ли вы своего ребенка одного дома?

А. Да

Б. Нет

В. Иногда

5.Разрешаете ли вы ребенку  подходить  к телефону?

А. Да

Б. Нет

6. Знает ли ваш ребенок свое имя, фамилию, адрес проживания, номер домашнего телефона, имена родителей?

А. Да

Б. Частично

7. Учите ли вы своего ребенка тому, как нужно вести себя в сложных, неожиданных, экстремальных ситуациях?

А. Да

Б.  Нет

В. Трудно сказать

8.Одобряете ли вы раннюю углубленную работу по обучению детей поведению в экстремальных ситуациях?

А. Да

Б. Нет

В. Трудно сказать

  1. Создание родительского клуба «Безопасное детство»

Для привлечения внимания родителей к проблеме травматизма и гибели детей от пожаров создаются родительские клубы «Безопасное детство»

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском клубе «Безопасное детство»

ГУО «Ясли – сад №2 г. Крупки»

  1. Общие положения:
    1.  Положение о родительском клубе определяет порядок создания и функционирования Клуба.
    2.  Родительский клуб «Безопасное детство» - это коллегиальный орган, который создается с целью консолидации совместных усилий семьи и дошкольного учреждения по формированию у дошкольников навыков безопасного образа жизни, обеспечения нормального уровня жизнедеятельности и условий развития детей.
    3.  В своей деятельности Клуб руководствуется Законом о правах ребенка, Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, нормативными, распорядительными и инструктивными документами республиканского и областного органов управления системы образования, документами отдела образования Крупского райисполкома, документами учреждения образования и данным Положением.
    4.  Клуб объединяет представителей родительской общественности, педагогических работников.
    5.  Клуб разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах учреждения образования.
    6.  Предложения Клуба носят консультативный и рекомендательный характер.
    7.  Выполнение членами Клуба своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.
    8.  Положение является нормативным актом, который утверждается руководителем учреждения образования.

  1. Цель деятельности родительского клуба «Безопасное детство»:
    1.  Создание модели эффективного взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования.

  1.  Задачи деятельности родительского  клуба «Безопасное детство»:
    1.  Определять и формулировать приоритетные педагогические проблемы, способствовать консолидации творческих усилий педагогического коллектива и родителей для их успешного разрешения.
    2.  Обеспечить комплексный подход к проблеме воспитания у дошкольников основ безопасного  образа жизни.
    3.  Использовать нравственный потенциал здоровых сил нашего общества на становление и развитие образованной, нравственно  воспитанной, физически здоровой личности, подготовленной к активной, самостоятельной жизни.
    4.  Анализировать и рассматривать  на заседаниях актуальные проблемы, от решения которых зависит эффективность и результативность воспитания дошкольников.
    5.  Вести информационно–пропагандистскую деятельность по распространению положительного опыта семейного воспитания.

  1. Состав и организационная структура:
    1. В состав родительского Клуба входят родители, педагогические работники.
    2. Состав Клуба утверждается  руководителем учреждения образования.
    3. Клуб при необходимости создает временные творческо – инициативные группы.
    4. Председателем Клуба является избранный прямым открытым голосованием член Клуба.
    5. Координирует работу Клуба заместитель заведующего по основной деятельности
  2. Организация работы родительского клуба  «Безопасное детство»:
    1. Клуб строит свою работу на принципах демократии и гласности, уважения и учета интересов всех его членов.
    2. Заседания Клуба проходят 1 раз в квартал.
    3. Заседание Клуба является правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов Клуба.
    4. Решения Клуба принимаются прямым открытым голосованием.
    5. Решения Клуба оформляются протоколом, который подписывается и секретарем Клуба.
    6. На заседания Клуба могут быть приглашены представители заинтересованных государственных и общественных организаций.
    7. Основной формой работы Клуба является его заседание.
    8. Клуб работает по плану, утвержденному заведующим учреждением дошкольного образования.
    9. Отчет Клуба по результатам деятельности за прошедший год заслушивается на совещании при заведующем.

  1. Направления деятельности Клуба:
    1. Создание условий для включения родителей в деятельность учреждения образования как равноправных субъектов.
    2. Повышение педагогической, правовой, информационной культуры родителей через многообразные формы обучения и просвещения.
    3. Обеспечение непрерывного образования воспитанников в тесном взаимодействии с детским садом, семьей, общественностью.
    4. Формирование позитивного представления о семье, о роли родителей в семейных отношениях.
    5. Вовлечение в процесс организации воспитательной деятельности замещающих родителей, родителей, воспитывающих трех и более детей, родителей семей подучетной категории.
    6. Гармонизация детско – родительских отношений.
    7. Участие в благотворительных акциях (мероприятиях), направленных на поддержку и укрепление семьи.
    8. Создание системы информационно – просветительской деятельности по вопросам, связанным с формированием опыта безопасности жизнедеятельности в семье и дошкольном учреждении.
    9. Пропаганда и трансляция положительного опыта семейного воспитания.

Пример заседания

Заседание родительского клуба 
«Безопасное детство»

ТЕМА:

«РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(ОТКРЫТИЕ КЛУБА)

Цель: вызвать заинтересованность родителей в посещении родительского клуба « Безопасное детство».

План:

  1. Открытие клуба «Безопасное детство». Утверждение плана работы на учебный год.
  2. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании безопасного поведения у детей».
  3. Анкетирование «Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности вашего ребёнка и целесообразность проведения специально организованных занятий по ОБЖ».
  4. Заключительная часть «Прощальный ритуал».

Изображение 

  1. Конкурсы и игры

При обучении дошкольников основам безопасности жизнедеятельности необходимо использовать различные формы и методы подачи информации. Учитывая возраст воспитанников, лучше всего использовать различные игры и конкуры. Играя, дети будут получать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. Кроме этого, данный подход способствует развитию внимания, находчивости, ловкости. Предложенные варианты родители также могут использовать в домашних условиях.

Цель: формирование у детей понимания необходимости соблюдать правила пожарной безопасности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности в чрезвычайных ситуациях;

Игра-утренник на противопожарную тематику

Цель:   закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности, вовлечение родителей в работу с детьми по обучению их мерам пожарной безопасности.
Задачи: 
1.  Убедить родителей в необходимости занятий с детьми основам пожарной безопасности.
2. Повторить с детьми правила пожарной безопасности.
3. Закрепить умение детей находить правильное решение в трудной ситуации.
4. Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
5. Обогащать словарный запас детей терминами противопожарной тематики словами.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, экскурсия в пожарную часть, чтение стихов, рассказов, разучивание песен (приложение). Моделирование возможных опасных ситуаций, тренинги с телефоном, работа с родителями, дидактические игры, игры-эстафеты, «минутки безопасности». Конкурс рисунков «Хочу быть пожарным».

Оборудование: конверты с вопросами, проекционное оборудование, магнитофон.

Игра проводится в музыкальном зале.

Ведущий.  Добрый день уважаемые гости, добрый день  дорогие ребята! Тема нашей игры сегодня «Пожарная безопасность». (на экране атрибутика МЧС, символы и фото пожарной техники)  Как вы помните  в игре участвуют две команды: «Огнетушитель» и «Лесные спасатели» («Жуки МЧС», «Укротители огня» и т.д). В течение месяца в наш почтовый ящик поступали письма с вопросами по пожарной безопасности. Их готовили для нас родители, дети с воспитателями детского сада, представители МЧС. Наиболее интересные вопросы мы сегодня и зачитаем. Прошу команды  занять места в зале (по 5-6 детей). Напоминаю вам правила игры.

1. Играем до 6 баллов. Чья команда первая наберет нужное количество очков, та и выиграла.

2. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута (по секундомеру, песочным часам).

3. Судья следит за соблюдением правил и выставляет счет на табло (показывает): синий цвет для команды №1 , красный – для команды №2. В роли судьи работник МЧС (пожарной части).

Итак! Внимание! Игра начинается! Счет 0:0. Первый раунд (звучит музыка).

Ведущий. Уважаемые ребята, за 1 минуту отгадайте эти загадки.

  1. В деревянном домике

Проживают гномики 

Уж такие добряки – 

Раздают всем огоньки.  (спички)

  1. Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой под каждой хатой.

Над пожаром, над заводом,

Но нигде-нигде меня

Не бывает без огня!  (дым)

  1. Это тесный – тесный дом,

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть как костер.  (спички)

  1. Красный петушок

По жердочке бежит.

Накормишь – живет,

Напоишь - умрет. (огонь)

  1. Голубой огонек

Нам обед сварить помог.  (газ)

  1. Она помощница моя,

На ней обед готовлю я.

Я конфорки зажигаю,

Борщ варю, котлеты жарю.  (плита)

  1. Невелик коробок, 

А пожар приволок.  (коробок спичек)

  1. Он дает тепло и свет,

С ним шутить не надо, нет!  (огонь)

  1. Он красив и ярко красен,

Но он жгуч, горяч, опасен!  (огонь)

  1. Если дым валит клубами,

Пламя бьется языками,

И огонь везде, и жар

Это бедствие - ….  (пожар)

  1. Маленький конек,

гривы огонек. .(спичка)

  1. Красный бык на земле лежит,

Голубой бык к небу  тянется.   (огонь и дым)

Второй раунд. 

  • .  Внимание! Черный ящик! Звучит музыка, выносят «черный ящик», в котором лежит противогаз.
  • .  Уважаемые ребята, за одну минуту отгадайте, какой предмет находится в «черном ящике» и для чего он нужен.  Этот предмет используют пожарные при сильном задымлении, он спасает их от дыма.  Время пошло. 
  • .  Противогаз.

Слово судье. Объявляет результаты.


Музыкальная пауза(фоновая музыка)

Третий раунд.

Ведущий. Уважаемые ребята, за одну минуту вам необходимо назвать основные причины пожаров. (5)

Дети.  1. Неосторожное обращение с огнем.

2. Возгорание нагревательных приборов, телевизоров, электропроводки.

3. Неправильное устройство печей, дымоходов.

4. Шалости детей с огнем.

5. Неумелое обращение с газовыми приборами.

Слово судье.

Четвертый раунд.

Ведущий. Уважаемые ребята, за одну минуту  вы должны выбрать на предлагаемых рисунках  «четвертый лишний предмет» (изображение на экране).
1. Чем нельзя украшать елку. (игрушка, флажки, свеча, гирлянда)

2. Предмет, который может стать причиной пожара. (стакан, зажигалка, ложка, карандаш)

Физкультминутка.

Пятый раунд.

Ведущий.  Внимание! Черный ящик! Звучит музыка, из-за кулис выносят «черный ящик», в котором лежит картинка с изображением огнетушителя.

Ведущий. Уважаемые ребята, за одну минуту отгадайте, что лежит в черном ящике.  Этот предмет служит для тушения небольших очагов возгорания. Они закрывают огонь слоем порошка или холода.

Дети.  Огнетушитель.

Ведущий.  А сейчас ваша задача: - взять огнетушитель – добежать до флажка, направить на него – прибежать обратно -  отдать товарищу. В эстафете участвуют вся команда. Остальные дети подбадривают кричалками: 
Зрители: «Пожарам дружно скажем «нет»,  101 – вам шлет привет!»

«Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер  -  101!»

Шестой  раунд.

Ведущий: Уважаемые ребята, за одну минуту  мы хотим узнать, годитесь ли вы в пожарные. Вам нужно ответить на вопросы, если согласны, отвечаете: «это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, то машете руками над головой.
1. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

2. Кто из вас, заметив дым, говорит: пожар, горим!

3. Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

4. Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

5. Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

6. А теперь признайтесь в том, кто из вас шалит с огнем?

7. Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор, а сгорел гараж знакомых и строительный забор?

8. Кто соседской детворе объясняет во дворе, что игра с огнем недаром  завершается пожаром?

9. Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?  Загорелся старый стол, еле сам живой ушел?

Слово судье.

Седьмой раунд.

Ведущий. Уважаемые ребята, ответьте на вопрос: «Как называется профессия, чья задача – побеждать огонь, спасать людей. Они бесстрашны, сильны, самоотверженны.

Дети.  Пожарные.

Слово судье.

Музыкальная пауза. (Музыка про спасателей, МЧС….)

Восьмой раунд.

Ведущий. Уважаемые ребята, ответьте на вопрос за одну минуту. Назовите и объясните, для чего нужна каждая из этих машин (под музыку выносят машины-игрушки: пожарная, скорая помощь, милицейская).

Дети отвечают.

Слово судье.

Девятый раунд.

Ведущий. Уважаемые дети, за одну минуту  вам необходимо  назвать 5 пословиц на пожарную тематику.

Дети отвечают.

Десятый раунд.

Ведущий. Уважаемые знатоки, за одну минуту расскажите, как правильно нужно себя вести  при пожаре.

Дети отвечают.

Слово судье.

Итак, со счетом ….. победила команда….. 

Музыкальный номер.

Тематическая игра  «СПИЧКИ - ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКА»

Оборудование: компьютер, проектор с экраном, мяч,

Ход занятия:

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, отгадайте, о чём мы с вами будем сейчас говорить?

Загадка о спичках[1]

Это тесный, тесный дом: Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестёр Может вспыхнуть как костёр! Не шути с сестричками тоненькими …

Дети: Спички.

Воспитатель: Правильно, молодцы это спички. Посмотрите, что я вам принесла. Воспитатель зажигает спички и показывает огонь. Ребята, а что людям дают спички?

Дети: Огонь.

Воспитатель: Правильно. А вы знаете, огонь бывает разным? Как вы думаете какой?

Подвижная игра «Какой огонь?».

Воспитатель передаёт мяч детям, а дети рассказывают, каким бывает огонь.

Дети: Добрым, ласковым, тёплым, полезным, коварным, злым, опасным.

Воспитатель: Очень хорошо. Вы всё правильно сказали. А когда огонь бывает добрым, полезным, тёплым, ласковым?

Дети: когда люди осторожно пользуются спичками.

Воспитатель: Правильно. А когда огонь бывает злым, коварным, беспощадным?

Дети: когда люди не осторожно пользуются спичками. А ёще когда дети берут спички в руки.

Воспитатель: Да верно. А что же происходит, когда люди неосторожно пользуются спичками?

Дети: Огонь может уничтожить дома, постройки гибнет лес, животные.

Воспитатель: Молодцы, я думаю, что вы не будете брать спички в руки. Давайте с вами посмотрим, что происходит, когда неосторожно обращаются со спичками.

(Показ слайдов о пожаре)

Воспитатель: Ребята, я расскажу вам стихотворения об осторожном обращении со спичками?

Сам костёр не разжигай, И другим не позволяй: Даже искра- огонёк От пожара недалёк!

Воспитатель: дети самостоятельно не должны брать спички.

Для забавы, для игры, Спичек в руки не бери! Коробка спичек хоть мала, Но много может сделать зла!

Воспитатель: А какое зло может сделать коробка спичек?

Дети: Пожар.

Не бери из печки жар, Ведь и он хранит пожар. Искорка хоть невеличка, Но опасна, как и спичка.

Воспитатель: А почему уголёк может быть опасен?

Дети: может случиться пожар

Газ на кухне, пылесос ли, Телевизор и утюг, Пусть включает только взрослый, Наш надёжный старший друг!

Воспитатель: Дети не должны сами включать электроприборы.

Спички в руки не бери, И с огнём не играй, А иначе всё сгорит И поедем жить в сарай!

Воспитатель: Как вы думаете: почему люди поедут жить в сарай?

Дети: потому что может случиться пожар.

Давайте с вами поиграем в игру «Слушай внимательно»

Воспитатель задаёт вопросы, а дети хором отвечают. «Это я, это я это все мои друзья»

– Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?– Кто, из вас заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»– Кто из вас шалит с огнём утром вечером и днём?– Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?– Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том?– Кто костров не разжигает и другим не позволяет?– Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?

Молодцы ребята, поработали вы все сегодня очень хорошо. Теперь я знаю, что вы никогда сами не будете брать спички и родителям расскажите, как со спичками надо пользоваться.

Воспитатель: Я хочу вам пожелать, чтобы вы никогда не попадали в ситуацию, когда бы случился пожар.

Пожарные эстафеты

ИГРА 1. «Пожарные на учении».

А) Пробежать по скамейке.

Б) Надеть на себя три обруча.

В) Залезть на лестницу (табурет) и позвонить в 101 или 112.

ИГРА 2. «Кто спасет из огня игрушку».

А) Ходьба по лестнице, которая лежит на полу, на руках и ступнях.

Б) Бег по наклонной доске.

В) Пролезть в мешок.

Г) Спасти игрушку.

Конкурсы

1. Кто быстрее оденется в пожарную одежду (каски, жилетки, сапоги).

2. Кто быстрее скатает пожарный рукав.

3. Кто быстрее привезет пожарную машину (методом накручивания веревочки на палку).

Викторина для воспитанников старшей группы детского дошкольного учреждения

Для проведения викторины создаются команды, используется презентация для демонстрации вопросов и ответов (правильные ответы в презентации появляются после щелчка).

Викторина состоит из пяти туров: разминка, известно ли вам, ждем ответа, и в сказках бывает…, народная мудрость.

За правильный ответ во 2, 4 турах по одному призовому баллу, в 3 туре – цена ответа указана, в 5 туре количество призовых баллов равно числу верно составленных пословиц. По окончанию викторины все баллы суммируются, определяется команда победитель.

Для проведения викторины необходимы ведущий и жюри, которое ведет подсчет правильных ответов участников викторины.

Разминка проводится в виде коллективного ответа в игре «Подскажи словечко», во втором туре «Известно ли вам» командам необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. В следующем туре командам предлагается узнать, в каком произведении описывается событие. Затем командам выдаются листы с вопросами 4 тура, дается некоторое время для подготовки, после чего команды по желанию или не жеребьевке дают устные ответы на вопросы по порядку (правильные ответы, после прослушивания, можно демонстрировать на слайдах). В пятом туре участникам нужно к началу пословицы подыскать ее окончание, для этого командам выдается лист с первой частью пословицы, а вторые части всех пословиц на отдельно вырезанных листах.

1.   Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития. С тех пор люди и огонь являются неразлучными постоянными спутниками.

2.   Человеку потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.

3.   Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись огню.

4.   Людям необходим огонь, ибо с его помощью совершается много полезных дел, он, верно, служит людям в быту и на производстве.

5.   Но не редко случается, что огонь может из преданного друга превратиться в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

6.   Пожары приводят не только к огромным материальным потерям, но и главное – человеческим жертвам.

7.   Пожары уничтожают все на своем пути, наносят непоправимый вред окружающей среде.

Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего: Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека.

Подарил Прометей

Красный факел для людей,

Чтобы жаром всех он грел,

Чтоб в светильнике горел,

Мясо жарил и варил,

Страх на зверя наводил,

Обжигал горшки, игрушки,

Правил бронзовые пушки.

Но, к несчастью, этот дар

Вызывал не раз пожар.

Как в костре трещат дрова,

Загорелись лес, дома.

И кидалось то огнище

С адским ревом на жилище.

Легче не пожар тушить,

А его предупредить!

Затем ведущий поясняет правила и проводит викторину.

1 тур: Разминка (Игра "Подскажи словечко")

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил...?

(утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками...?

(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над...?

(газом)

Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег...?

(траву)

Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые...?

(предметы)

Дым увидел - не зевай И пожарных...

(вызывай)

Помни, каждый гражданин,
Что их номер...(101)

2 тур: Известно ли вам?

  1. тур: Ждем ответа

1.                Как называется профессия людей, борющихся с огнем?

(1 балл) 

Пожарные

2.                Почему пожарная машина красная? (1 балл)

Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.

3.                Что одеваются пожарные? (2 балла) 

Пожарные надевают боевую одежду. Она не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги.

4.                Чем опасны пожары? (1 балл)

При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что на пожаре могут погибнуть люди.

5.                Чем еще опасен пожар, кроме огня? (2 балла)

Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

6.                Чем можно тушить начинающийся пожар? (1 балл) 

Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

7.                Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками?

(1 балл) 

Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

8.                От чего бывают пожары? (1 балл) 

Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

9.                Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла)

Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

10.           Что надо делать, если в квартире много дыма? (2 балла)

Необходимо смочить водой одежду, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

11.           Чем опасна печь в деревенском доме? (2 балла) 

В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

4 тур: И в сказках бывает…

Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!

К.Чуковский "Путаница”


И вдруг заголосили:
"Пожар! Горим! Горим!”
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.

С. Маршак "Кошкин дом”


Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

С. Михалков "Дядя Стёпа”.


”И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

Шарль Перро “Спящая красавица”


”Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца”

Г.Х. Андерсен, “Огниво”


“В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру”

Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”


“Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом”

Вильгельм Гауф, “Карлик Нос”


“Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:
- Живо! Садись завтракать. Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер”

А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”

5 тур: Народная мудрость

Искру туши до пожара,… - … беду отводи до удара.

Спички не тронь,… - … в спичках огонь.

Спички не игрушка,… - … огонь не забава.

Огонь - не вода, … - … схватит – не выплывешь.

Спичка – невеличка, … - … а огонь великан.

Не шути с огнём … - … можно сгореть.

Дорого при пожаре… - … и ведро воды.

ВЫВОДЫ

Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнем!

Итог игры, подсчет баллов, награждение победителей.
Во время подсчета баллов можно провести опрос по тому, как ученики понимают значения составленных пословиц.

Игра называется «Топаем, хлопаем».

Правила очень простые: если дети из стихотворения поступают правильно – вы хлопаете, а если неправильно – топаете.

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя!  (хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть. (топают)

Коля убежал за дом,

Там играет он с костром. (топают)

Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает (хлопают)

Таня с Ниною играют,

на печи газ зажигают  (топают)

Клим увидел: дом горит,

Мальчик «101» звонит.  (хлопают)

Тематические занятия «ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ»

Цель: Привлечь родителей к активному участию в формировании у детей дошкольного возраста знаний правил пожарной безопасности.

1.«Есть такая профессия – пожарные»

Цель: Познакомить детей с историей пожарной охраны; воспитывать чувство уважения к людям мужественной профессии

Домашнее задание для родителей.

Провести беседу:

-какими качествами должен обладать пожарный? Почему?

-для чего нужны пожарные?

-почему работу пожарного называют опасной?

Предложить ребенку нарисовать рисунок

2. «Тайны огня. Огонь-друг, огонь-враг»

Цель: познакомить детей с историей зарождения огня, освоения огня людьми, рассказать о том, как используется огонь человеком в добрых целях, как опасно необдуманное обращение с огнем, как возникает пожар, чем он опасен.

Домашнее задание для родителей:

Провести беседу: -  почему огонь бывает добрым, а иногда – злым

-показать на практике как  с помощь огня можно приготовить еду и сжечь бумагу, ткань и др.

                       

3. «Пожароопасные предметы»

Цель: Помочь детям запомнить основную группу пожароопасных предметов в квартире, которыми нельзя пользоваться самостоятельно.

Домашнее задание для родителей:

-провести экскурсию по квартире и рассказать о назначении различных приборов, об опасности которую они представляют.

-показать на практике (дать почувствовать запах газа, не выключенный утюг) к каким последствиям может привести  использование этих предметов без взрослых.

4 «Пусть елка новогодняя нам радость принесет»

Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями при проведении новогодних праздников.

Домашнее задание для родителей:

-побеседовать с детьми во время украшения елки: чем  можно украсить елочку?

Можно ли вешать на елку вату, свечи, зажигать бенгальские огни у елки, оставлять зажженными гирлянды без присмотра?

5. «Если вдруг беда»

Цель: знакомить детей с правилами пожарной  безопасности

Домашнее задание для родителей:

Обыграть с детьми проблемных ситуации: «Что ты будешь делать, если в доме что-то загорелось, если в квартире много дыма, если сработала пожарная сигнализация, если на кухне пахнет газом и т.д.)»

6. «Кухня - не место для игр»

Цель: Закреплять знания детей о пожароопасных предметах, формировать знания об основных правилах «НЕЛЬЗЯ»

Домашнее задание для родителей:

-побеседовать с детьми о назначении приборов находящихся в помещении кухни.

Объяснять правила «нельзя»: брать спички и играть с ними, жечь бумагу и др предметы, разжигать и включать без взрослых газовые и электроприборы, класть игрушки и др. предметы на горячие плиты и включенные электроприборы.

7. «Пожар в квартире»

Цель: Научить ребенка адекватно реагировать на опасную ситуацию.

Домашнее задание для родителей:

Учить с ребенком свои фамилию, имя, адрес проживания, номера телефонов экстренных служб- 101; 102; 103; 104.

В игровой форме учить набирать номер телефона экстренной службы и правильно рассказать диспетчеру причину звонка.

8. «Спички детям не игрушка»

Цель: Систематизировать знания детей о бытовых причинах возникновения пожара. Воспитывать ответственность за свои поступки.

Домашнее задание для родителей:

Почитать детям  и обсудить с ними художественные произведения литературы – С.Я.Маршак «Пожар», Е.Харинская «Спички-невелички, Т.Фетисова «куда спешат красные машины», К.Чуковский  «Путаница», Т.Нуждина «История спички», сказка «Кошкин дом» и др.

9. «От воды до беды один шаг»

Цель: Познакомить детей с правилами безопасного поведения на водоемах в летнее время.

Домашнее задание для родителей:

Провести беседу с ребенком о правилах поведения на воде, объяснить, насколько опасно находиться у воды без присмотра взрослых.

10. «Пожарная безопасность в лесу»

Цель: Формировать знания детей о правилах пожарной безопасности  в лесу.

Домашнее задание для родителей:

Побеседовать с ребенком о том, что огонь одинаково опасен как в квартире, так и в лесу. Во время выездов на природу, демонстрировать ребенку поэтапные действия при разведении костра, а так же действия тушения костра.

11. «Играем безопасно»

Цель: Закреплять знания детей об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях.

Домашнее задание для родителей:

Провести беседу с ребенком о правилах поведения на игровых площадках. Рассказать о том, к чему могут привести игры в подвалах, чердаках, строительных площадках.

12. «Я б в спасатели пошел…»

Цель : Через художественно-эстетическое развитие закреплять знания детей правил пожарной безопасности.

Домашнее задание для родителей:

Предложить ребенку нарисовать рисунок, построить  гараж для пожарных машин, из конструктора «Лего» сконструировать пожарную машину, с помощью настольного театра драматизировать сказку «Кошкин дом» и стихотворение «Спичка-невеличка» 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

для воспитанников государственных учреждений дошкольного образования (задания выполняются дома при помощи взрослых)

1. Вместе с родителями сделать красочную памятку с номерами телефонов экстренных служб (101, 102, 103, 104), используя краски, карандаши, гуашь и т.п. В группе будет проведён конкурс на лучшую памятку, эскиз которой будет использован для изготовления памятки для стенда по пожарной безопасности. После участия в конкурсе памятки должны быть размещены возле телефонных аппаратов дома у авторов работ.

2. Написать иллюстрированную сказку о мальчике, который однажды, пока мама была занята на кухне, решил поиграть со спичками. Однако злодею Огню не удалось ничем завладеть и что-либо испортить: на помощь к мальчику на большой красной машине приехали отважные спасатели, которые поймали Огонь и забрали у него все силы.

3. Составить четверостишие, в котором будут рифмоваться слова «красный»  – «опасный»,«огнетушитель» –  «спаситель».

4. Составить иллюстрированный «Пожарный Словарик  Плохих Дел»: разместить картинки, иллюстрирующие действия, которые нельзя совершать детям, чтобы не возник пожар.

5. Выступить в роли модельера: нарисовать эскизы одежды для спасателей «Спасатель будущего».

6. Сделать набор пазлов (состоящий из 8-10 пазлов), составляющий картинку, на которой изображён спасатель (Для изготовления пазлов необходимо нарисовать рисунок, а затем разрезать его на 8-10 частей).

7. Нарисовать комикс «Весёлый Огнетушитель», где герой Огнетушитель спасает от огня мальчиков и девочек.

8. Используя картинки-вырезки из иллюстрированных журналов и газет, сделать настенную газету-коллаж «Огонёчек». В коллаже должны быть примеры того, чего нельзя делать, чтобы возник пожар, и что нужно делать, чтобы ликвидировать огонь.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.