ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 мая 2017 г. № 35
О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206
На основании статьи 13 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», абзаца второго подпункта 8.32 пункта 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360», Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Внести в Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов», следующие дополнения и изменения:
1.1.абзац третий пункта 6 после слова «хозяйством» дополнить словами
«, заместители директоров по административно-хозяйственной работе»;
1.2.из пункта 7 часть первую исключить;
1.3.пункт 9 исключить;
1.4.в пункте 11 слово «Госсаннадзор» заменить словами «Государственный санитарный надзор (далее – госсаннадзор)»;
1.5.из пункта 14 абзац четвертый части первой и часть четвертую исключить;
1.6.пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. Площадь озеленения территории учреждения образования (зеленые полосы из деревьев и кустарников, газоны, учебно-опытные участки (хозяйства)) должна составлять не менее 40 %.
Посадка колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами на территории учреждения образования не допускается.»;
1.7.из пункта 18 часть третью исключить;
часть четвертую считать соответственно частью третьей;
1.8.часть вторую пункта 20 изложить в следующей редакции:
«Площадки для подвижных игр, игровые площадки, площадки для отдыха учащихся засеваются травой.»;
1.9.пункт 24 изложить в следующей редакции:
«24. В вечернее время территория учреждения образования должна быть освещена. Освещенность площадок физкультурно-спортивных, для подвижных игр должна быть не менее 20 люкс (на поверхности земли).»;
1.10.часть четвертую пункта 26 изложить в следующей редакции:
«В случае подвоза учащихся в городах и сельских населенных пунктах радиус транспортной доступности учреждений образования не должен превышать 30 минут. Место сбора учащихся должно быть оборудовано навесом, огражденным с трех сторон.»;
1.11.пункт 27 исключить;
1.12.в части второй пункта 28 слова «2–4-го классов – не выше 3-го этажа» заменить словами «при проектировании и строительстве – не выше первого этажа»;
1.13.из пункта 29 часть третью исключить;
1.14.из абзаца пятого части третьей пункта 32 слово «производственные» исключить;
1.15.пункт 33 изложить в следующей редакции:
«33. В учреждении образования основные помещения 1-х классов объединяют в отдельную учебную секцию (блок), предусматривающую следующие помещения:
учебные помещения из расчета не менее 2,0 кв. м на одного учащегося;
комнаты отдыха (спальни-игровые) из расчета не менее 2,0 кв. м на одного учащегося при проектировании и строительстве и из расчета обеспечения удобства подхода к кроватям и уборки помещений в действующих учреждениях образования;
раздевальную-гардеробную;
помещения санитарных узлов (раздельные для мальчиков и девочек); рекреацию из расчета не менее 1,0 кв. м на одного учащегося.
Раздевальная-гардеробная для учащихся первых классов может предусматриваться в отдельной секции общей для учреждения образования раздевальной-гардеробной.
При наполняемости 1-го класса не более 10 учащимися или наполняемости класса более 10 учащимися при соблюдении нормы площади для организации учебных занятий и наличии положительного заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы услуги общего среднего образования, проведенной территориальным учреждением, осуществляющим госсаннадзор, учебное помещение и комната отдыха (спальня-игровая) могут быть совмещены.
Также комнаты отдыха (спальни-игровые) до сна учащихся или в другое свободное время могут использоваться для организации занятий учащихся 2–4 классов (факультативные, стимулирующие, поддерживающие и другие занятия), занятий объединений по интересам.»;
1.16.в пункте 35:
второе предложение части третьей изложить в следующей редакции: «Площадь учебных помещений должна быть не менее 2 кв. м на одного учащегося, а при строительстве учреждений образования – не менее 2,2 кв. м на одного учащегося.»;
дополнить пункт частями четвертой и пятой следующего содержания:
«Площадь лабораторий (химии, физики, биологии) должна быть не менее 2,2 кв. м на одного учащегося, а при строительстве учреждений образования – не менее 2,4 кв. м.
При проектировании и строительстве учреждений образования площадь рекреаций предусматривается из расчета не менее 1,5 кв. м на одного учащегося 1–4 классов и не менее 1,1 кв. м на одного учащегося 5–11 классов.»;
1.17.из пункта 37 слова «и реконструкции» исключить;
1.18.часть четвертую пункта 38 изложить в следующей редакции:
«Для девочек 5–11-х (12-х) классов должны быть оборудованы комнаты личной гигиены из расчета одна комната на 70 девочек. При проектировании, строительстве комнаты гигиены предусматриваются для всех учащихся из расчета одна на 200 учащихся, но не менее одной на учреждение образования.»;
1.19.из пункта 39 абзацы четвертый–шестой исключить;
1.20.пункт 40 изложить в следующей редакции:
«40. При спортивном зале учреждения образования должны предусматриваться: раздельные для мальчиков и девочек раздевальные, оборудованные душевыми и
санитарными узлами с умывальниками;
снарядная и инвентарная для хранения спортивного оборудования и спортивного инвентаря.
При проектировании, строительстве учреждений образования количество душевых сеток в душевых при спортивных залах должно предусматриваться из расчета 5–6 на 20 мест в раздевальной.»;
1.21.из пункта 42 слова «, заглубленном не более чем на 1,5 м от уровня земли» исключить;
1.22.часть первую пункта 43 изложить в следующей редакции:
«43. Набор и площади помещений пищеблока учреждения образования должны предусматривать возможность обработки продовольственного сырья.»;
1.23.часть первую пункта 44 дополнить предложением следующего содержания:
«Площадь обеденного зала должна предусматриваться из расчета не менее 0,65 кв. м на одного учащегося.»;
1.24.в пункте 46:
часть первую изложить в следующей редакции:
«46. Помещения медицинского назначения должны предусматривать наличие медицинского и процедурного кабинетов, других медицинских кабинетов – в соответствии с заданием на проектирование. При проектировании и строительстве учреждений образования площади медицинского и процедурного кабинетов должны предусматриваться не менее 10 кв. м каждый.»;
после части первой дополнить пункт частью второй следующего содержания:
«В учреждениях образования, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинской помощи учащимся в фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях и амбулаториях врача общей практики и других территориальных организациях здравоохранения.»;
части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой;
1.25.пункт 47 изложить в следующей редакции:
«47. Раздевальная-гардеробная в учреждениях образования оснащается вешалками для верхней одежды и ячейками для обуви.
В существующих зданиях для учащихся 1–4 классов с количеством учащихся не более 10 в классе допускается размещение раздевальной-гардеробной в рекреациях (за исключением путей эвакуации) или в классе при условии оборудования их индивидуальными шкафчиками и соблюдении норм площади учебного помещения на одного учащегося без учета мебели.»;
1.26.часть первую пункта 50 после слова «ремонт» дополнить словом «зданий,»;
1.27.в пункте 51:
часть первую изложить в следующей редакции:
«51. Здания учреждений образования оборудуются централизованными системами хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения и водоотведения, отоплением и вентиляцией.»;
часть пятую изложить в следующей редакции:
«Печное отопление может использоваться только при организации образовательного процесса в действующих одноэтажных зданиях учреждений образования не более чем на 80 мест. Печные трубы должны закрываться не ранее полного сгорания топлива и не позже чем за 2 часа до прихода учащихся. Топочные отверстия не должны находиться в учебных помещениях.»;
1.28.в пункте 52:
часть первую дополнить предложением следующего содержания: «Места для организации питьевого режима должны быть максимально приближены к учебным помещениям.»;
часть вторую изложить в следующей редакции:
«При организации питьевого режима используется одноразовая посуда. При организации питьевого режима в обеденном зале допускается использование многоразовой чайной посуды.»;
1.29.в части второй пункта 53:
из абзаца пятого слова «производственных» исключить;
абзац шестой изложить в следующей редакции: «кабинетах физики, химии, биологии, изобразительного искусства, учебных помещениях для 1–4-х классов.»;
1.30.в пункте 54 слова «к каждой моечной ванне» заменить словами «ко всем моечным и производственным ваннам, умывальникам.»;
1.31.в пункте 57:
из абзаца четвертого части первой слово «производственных» исключить; часть третью исключить;
части четвертую и пятую считать соответственно частями третьей и четвертой;
1.32.из абзаца четвертого пункта 58 слово «производственных» исключить;
1.33.в пункте 59 слова «Все створки» заменить словом «Створки»;
1.34.пункт 63 изложить в следующей редакции:
«63. Уровни естественной и искусственной освещенности основных помещений учреждений образования устанавливаются в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, устанавливающих требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений жилых и общественных зданий.»;
1.35.в пункте 70:
после подпункта 70.2 дополнить пункт подпунктом 70.3 следующего содержания:
«70.3. при необходимости дополнительного освещения классной доски светильники размещают параллельно плоскости доски или непосредственно над доской либо на потолке;»;
подпункты 70.3 и 70.4 считать соответственно подпунктами 70.4 и 70.5;
1.36.пункт 71 после слова «лампы» дополнить словами «своевременно заменяются,»;
1.37.в пункте 75:
первое предложение части первой изложить в следующей редакции:
«Ученическая мебель для учащихся 1–4-х классов по мере износа заменяется на парты с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7–15°.»;
в части второй слова «Может использоваться вариант установки» заменить словами
«Допускается установка»;
1.38.пункт 81 исключить;
1.39.пункт 83 изложить в следующей редакции:
«83. В кабинетах обслуживающих видов труда:
для занятий швейным делом столы расставляются в 2–3 ряда, швейные машины устанавливают вдоль окон в 1–2 ряда так, чтобы свет падал на лапку машины слева или спереди;
для занятий кулинарией устанавливается электроплита, холодильник, мойка кухонная, умывальник, выделяются раздельные рабочие места и разделочный инвентарь для обработки сырых и готовых пищевых продуктов, предусматривается место для хранения разделочных досок и посуды.»;
1.40.в пункте 88:
часть вторую после слова «кровати» дополнить словами «, пристенные кровати- трансформеры двухъярусные или ленточные,»;
часть третью после слова «кроватями-раскладушками» дополнить словами
«и кроватями с прогибающимся ложем»;
1.41.из абзаца второго пункта 89 слова «, между изголовьями кроватей – не менее 20 см» исключить;
1.42.пункт 95 изложить в следующей редакции:
«95. В помещениях для учащихся 1–4-х классов учреждений образования должны быть созданы условия (шкафы или индивидуальные шкафчики-ячейки) для хранения принадлежностей для учебных занятий по трудовому обучению, изобразительному искусству, книг для дополнительного чтения в классе, учебников и учебных пособий (1-е классы).»;
1.43.часть третью пункта 103 изложить в следующей редакции:
«В учреждениях образования, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения, санаторно-курортных организациях для детей, продолжительность учебного занятия (занятия) во 2–4-х классах может быть сокращена до 35 минут, в 5–11-х классах – до 40 минут. Продолжительность учебного занятия учащихся, находящихся на стационарном лечении в организации здравоохранения, не должна превышать: в 1–4-х классах – 25 минут, в 5–11-х классах – 35 минут.»;
1.44.пункт 108 изложить в следующей редакции:
«108. В расписании учебных занятий 1–4-х классов оптимально изучение учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, белорусский (русский) язык в учреждениях образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания, иностранный язык), на втором и третьем учебных занятиях.
В расписании учебных занятий 5–11-х (12-х) классов каждый из учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия), может изучаться на первом или последнем учебном занятии не чаще одного раза в неделю в одном классе.
В расписании учебных занятий в 5–11-х (12-х) классах в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, с другими учебными предметами.»;
1.45.в части третьей пункта 114 цифры «8–12» заменить словами и цифрами «не более 12»;
1.46.в пункте 119:
в абзаце третьем слово «и» заменить словом «или»; абзац четвертый исключить;
1.47.в части первой пункта 123:
в абзаце втором цифры «20» заменить цифрами «15»;
абзацы третий и четвертый изложить в следующей редакции:
«длительностью не менее 10 минут между учебными занятиями;
длительностью не менее 15 минут в количестве, необходимом для организации горячего питания учащихся с учетом количества учащихся в учреждении образования и мест в обеденном зале, но не менее двух для возможности организации динамической перемены;»;
абзац пятый исключить;
абзацы шестой–восьмой считать соответственно абзацами пятым–седьмым;
абзац пятый после слова «занятий» дополнить словами «в 1-ю смену или перед учебными занятиями во 2-ю смену»;
1.48.пункт 124 изложить в следующей редакции:
«124. В режиме дня учащихся, посещающих группу продленного дня, должно предусматриваться следующее:
дневной сон (в специально выделенном помещении спальни-игровой) для учащихся 1-х классов и с ослабленным здоровьем;
двухразовое питание – при пребывании продолжительностью до 8 часов, трехразовое – при пребывании в учреждении образования продолжительностью более 8 часов;
пребывание на открытом воздухе не менее 1,5 часа.
В учреждении должны быть созданы условия для хранения сменной одежды и обуви учащихся, посещающих группу продленного дня. В качестве сменной обуви учащихся не должны использоваться домашняя обувь, сланцы, спортивная обувь.»;
1.49.часть первую пункта 128 изложить в следующей редакции:
«128. Рассаживание учащихся проводится с учетом их роста и состояния здоровья дважды в течение учебного года (сентябрь, январь). При организации занятий в одном учебном помещении близких по возрасту учащихся в первую и вторую смены допускается рассаживание учащихся за мебелью на один размер больше, чем полагается по росту.»;
1.50.пункт 129 изложить в следующей редакции:
«129. В кабинетах с использованием аудиовизуальных средств обучения необходимо обеспечить наилучшие условия видимости: оптимальное расстояние от зрителя до экрана телевизора, равное 5–6-кратной ширине экрана. Допускается в учебных помещениях наибольшее удаление зрителей от экрана телевизора, равное 12-кратной, а наименьшее – 3-кратной ширине экрана.
В первом классе длительность непрерывного просмотра мультимедийных проекторов, диафильмов и диапозитивов учащимися не должна превышать 7 минут, видеофильмов и телепередач – 15 минут.»;
1.51.из пункта 130 слово «первых» исключить;
1.52.пункт 134 исключить;
1.53.пункт 145 изложить в следующей редакции:
«145. Уборочный инвентарь (ветошь или хозяйственные салфетки, ведра, щетки) выделяется раздельный для:
группы помещений учебных, дополнительного образования, спален и спален- игровых, актового зала, библиотеки, административно-хозяйственного назначения, коридоров и рекреаций;
помещений пищеблока, в том числе раздельный для заготовочных помещений, доготовочных помещений, складов, обеденного зала;
помещений физкультурно-спортивного назначения;
помещений медицинского назначения, в том числе раздельный для медицинского изолятора;
блока жилых помещений.
Для уборки поверхностей выше пола выделяется отдельная хозяйственная ветошь (салфетка).
Уборочный инвентарь (ветошь или хозяйственные салфетки, ведра, щетки) для уборки санитарных узлов должен иметь сигнальную маркировку и храниться отдельно от остального уборочного инвентаря – в санитарных узлах или специально отведенных местах.»;
1.54.пункт 148 изложить в следующей редакции:
«148. Смена постельного белья, полотенец в учреждениях образования проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 2 недели, а в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей – не реже 1 раза в неделю. При смене постельное белье и полотенца закрепляются за каждым учащимся.
Стирка постельного белья и полотенец должна осуществляться в прачечной учреждения образования или специализированной организации. Для хранения чистого и грязного постельного белья и полотенец в учреждении образования должны быть выделены отдельные помещения (места).
Постельные принадлежности не реже 1 раза в год должны просушиваться и выколачиваться или подвергаться обработке в дезинфекционной камере.
Домашние постельные принадлежности и постельное белье не используются.»;
1.55 в пункте 151 слова «два раза в год – перед началом нового учебного года и в период зимних каникул» заменить словами «перед началом учебного года»;
1.56.пункт 169 дополнить частью четвертой следующего содержания:
«Допускается хранение картофеля и других корнеплодов, свежей капусты в овощном цехе в течение 3–5 дней»;
1.57.из части четвертой пункта 184 слова и цифры «до температуры 12–15 °С» исключить;
1.58.в приложении 8 к этим Санитарным нормам и правилам:
1.58.1.в таблице 1:
в пункте 3 графу вторую после слова «воспитания.» дополнить словами «Язык национального меньшинства.»;
в пункте 5 графу вторую после слова «воспитания.» дополнить словами «Литература национального меньшинства.»;
в пунктах восьмом, девятом и одиннадцатом в графе третьей цифры «4», «3», «1» заменить цифрой «2»;
1.58.2.в таблице 2:
в пунктах первом, втором и третьем в графе третьей цифры «12», «11» и «10» заменить соответственно цифрами «11», «10» и «9»;
в пункте четвертом графу вторую после слова «воспитания.» дополнить словами
«Язык национального меньшинства.»;
в пункте шестом графу вторую после слова «воспитания.» дополнить словами
«Литература национального меньшинства.»;
в пунктах восьмом, девятом и одиннадцатом в графе третьей цифры «4», «3», «1» заменить цифрой «2»;
дополнить таблицу пунктом 12 следующего содержания:
«12 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
4»; |
1.58.3.таблицу 3 изложить в следующей редакции:
«№ п/п |
Предмет |
Балл |
1 |
Математика |
12 |
2 |
Иностранный язык |
11 |
3 |
Белорусский язык. Русский язык. Язык национального меньшинства |
10 |
4 |
Физика. Химия |
9 |
5 |
Информатика. Астрономия |
8 |
6 |
Биология |
8 |
7 |
Всемирная история. История Беларуси. Обществоведение |
7 |
8 |
Белорусская литература. Русская литература. Литература национального меньшинства |
6 |
9 |
География |
6 |
10 |
Человек и мир |
5 |
11 |
Искусство (отечественная и мировая художественная культура) |
4 |
12 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
4 |
13 |
Черчение. Трудовое обучение |
4 |
14 |
Физическая культура и здоровье. Допризывная и медицинская подготовка |
3». |
2.Настоящее постановление вступает в силу через пятнадцать рабочих дней после его подписания.
Министр В.А.Малашко